Вы здесь: Главная
Архив новостей
В год 75-летия Великой Победы мы склоняем головы перед павшими в этой борьбе, с чувством глубочайшей благодарности


Отдаем дань защитникам нашей Родины, отстоявшим свободу и независимость нашего народа.
Все дальше и дальше от нас трагические события Великой Отечественной войны, все меньше ветеранов этой войны встречают с нами День победы, но не утихает боль, нанесенная войной и не меркнет подвиг нашего народа, отстоявшего мир от «коричневой чумы» фашизма.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.
Дорогие друзья, сегодня мы предлагаем вашему вниманию воспоминания ветерана Великой Отечественной войны,
Низавецкого Григория Степановича, нашего любимого учителя музыки, давнего друга нашей библиотеки.
Этот материал записан нами несколько лет назад.
" Война прошла сквозь ваши души"
Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны
Низавецкого Григория Степановича
Много замечательных людей живёт в нашей станице Кагальницкой. Мы хотим рассказать об одном из них - Низавецком Григории Степановиче. Он учитель музыки, ветеран Великой Отечественной войны.
Родился Григорий Степанович 4 декабря 1926 года в хуторе Ириновка Кущевского района Краснодарского края в семье, где с раннего детства прививалось уважение к старшим и труду. Мама, Мелания Андреевна, хоть и была безграмотной крестьянкой, однако хорошо знала толк в семейных делах и в домашнем хозяйстве. С ней детям было тепло и уютно. За свои прожитые более 90 лет она познала разные режимы власти. Семья была большая, все трудились не только в наймах у пана, но и вели своё домашнее хозяйство.
Родители были истинно верующими христианами, они строго соблюдали церковные календарные даты и обряды.
Папа Григория Степановича был удивительно интересной личностью, строгим, внимательным и заботливым отцом. Влияние отца сыграло ведущую роль в жизни Григория Степановича, определило его специальность, мировоззрение.
В конце 20 – х годов отец и мать с двумя детьми были вынуждены покинуть родную Ириновку и, как беженцы, остановились в станице Кагальницкой. В Кагальницкой их семья долго не задержалась. Узнав, что в совхозе «Ростовский» требуется в клубе гармонист, а на молокозаводе счетовод, они переехали жить на станцию «Злодейскую» (теперь Конармейская).
Героический подвиг совершили его родители, преодолев гражданскую войну, НЭП, раскулачивание, страшный голод и при этом сумели сохранить такое человеческое качество, как оптимизм.
В 1938 году Григорий Степанович окончил начальную школу.
Война оборвала беззаботное детство, но, несмотря на всё, Григорий Степанович вспоминает о нём с радостью и теплотой. Отец его был призван на фронт. Больше Григорию Степановичу своего отца увидеть было не суждено.
Совсем ещё мальчишкой, он поступил на работу в Кировское почтовое отделение обменщиком: «Романтика и серьёзность этой профессии заключались в том, что выдавался настоящий военный револьвер для охраны почты, и я гордился этим», - рассказывает Григорий Степанович.
Свой досуг он проводил в совхозном клубе, где озвучивал немые фильмы. Музыка помогала ему во всём.
Осенью 1941 года фронт приблизился к Ростову – на - Дону. В станицу Злодейскую (ныне Кировская) пришла беда. При первом же налёте ничем и никем не защищённая станица была разрушена: разбит воинский железнодорожный эшелон, загорелся элеватор, клубы черного дыма, от горящих цистерн Злодейской нефтебазы, окутали всю станицу.
Дом Григория Степановича не был разрушен, но сильно пострадал. Были выбиты все оконные рамы, крыша изрешечена осколками.
В 1942 году наши войска отступали на восток, и станица оказалась оккупированной фашистами. Это были тяжёлые дни для её жителей. Немцы приходили в дома, отбирали запасы еды и животных у людей.
В ночь на 3 февраля 1943 года на окраинах станицы Кировской завязались ожесточённые бои. Много наших солдат погибло в этих боях, но путь к освобождению станицы был открыт.
Когда пришло освобождение, Григорий Степанович неоднократно просился с зенитчиками на фронт, судьба же ему готовила другое испытание.
8 мая 1943 года семнадцатилетним мальчишкой Григорий Степанович был призван в армию. На медкомиссии ему был задан вопрос, который перевернул всю его дальнейшую жизнь: «На флот хочешь?» Он тут же согласился. Впереди его ждали целых семь лет, вначале на Дальнем Востоке, а затем на Северном флоте.
За эти годы он влюбился в корабли, в море. И эту любовь ему удалось пронести через всю свою жизнь.
Он рассказал, как их, новобранцев, привезли в Школу Оружия на Русском острове, вблизи Владивостока. Здесь их учили военному делу и знакомили с историей и традициями русского флота. Григорий Степанович вспоминает: «На корабле мне впервые выдали настоящую новую стёганую флотскую форму, тёплое бельё, сапоги для шторма, валенки для мороза. Получил под расписку, как особое снаряжение, резиновую «лягушку» - спасательный жилет жёлтой расцветки с надувными трубками».
В учебных корпусах стояли школьные парты, а посередине настоящие корабельные пушки. Здесь их учили военному делу и знакомили с историей и традициями русского флота.
Все учебные дисциплины новобранцы изучили успешно и досрочно. Григорий Степанович попал в команду тихоокеанцев, отправлявшихся на пополнение действующих флотов, и получил распределение служить палубным комендором на эскадренный миноносец «Разумный».
По штатному расписанию Григория Степановича назначили дублёром второго наводчика на боевой пост главного калибра. Жить предстояло в кубрике, а спать на подвесной койке - гамаке с пробковым матрасом. Ему дали наставника – старшего матроса Сабурова Николая.
Потом последуют походы и набеговые операции вдоль вражеских норвежских берегов. В одном из них он окажется на самой крайней точке европейской земли, у мыса Нордкап. Море Баренцево, Белое, Карское и Норвежское – это районы военных походов Григория Степановича. А вот и остров Новая Земля. Там на рейде стоят «пахари ледовых морей», старые русские ледоколы «Крысин», «Сибиряков», «Ермак» и «Литке». Нашим эсминцам поручено охранять их от наглых фашистских подлодок. Надо привести их к Кольскому полуострову в бухту Иоканьга. Но трудности этого похода были преодолены, несмотря на ужасную штормовую погоду.
У эсминца «Разумный» поистине героическая история.
Это он в 1942 году совершил переход из города Владивостока до Мурманска за одну навигацию, преодолев восемь морей и два океана восточных и северных широт нашей Родины. На его счету потопленные немецкие военные корабли, сбитые фашистские торпедоносцы, потопленные подводные лодки. Это он встречал у острова Медвежий и охранял союзные караваны, идущие из Англии и до Архангельска.
В ноябре 1944 года эсминцы: «Разумный», «Гремящий», «Грозный», «Разъярённый», совершили вынужденный обстрел вражеского порта Варде. В течение двух часов были уничтожены стоявшие на рейде и у причалов немецкие транспорты, груженные войсками и военными грузами.
8 декабря 1944 года на поиск семи вражеских подлодок ушли лидер «Баку» и пять эскадренных миноносцев. Шли тремя группами – по два корабля в паре. «Разумный» шел в паре с эсминцем «Живучим».
Здесь Григорий Степанович рассказал удивительную историю. По курсу «Живучего» была засечена подлодка, которая всплыла, чтобы зарядить воздухом свои аккумуляторы. Сделав резкий поворот, эсминец носом врезался в подлодку, тем самым потопив её. Сам «Живучий» пострадал не сильно, таким образом, оправдав своё название.
Свидетелем одной из трагедий был и Григорий Степанович со своим «Разумным». В январе 1945 года эсминцы «Разъярённый» и «Разумный» сопровождали охрану местного транспорта, груженного ценным грузом. Затаившаяся немецкая подводная лодка сильно повредила «Разъярённого», и «Разумному» пришлось в одиночку справляться с противником. Григорий Степанович вспоминает: «Смертельные опасности нас подстерегали и днём и ночью. У меня с «Разумным» единая судьба, к счастью, мы остались живы. Не зря я так люблю песню «Крейсер «Аврора» и, исполняя её с детьми, всякий раз обязательно подчёркиваю:
…Доля такая у кораблей!
Судьбы их тоже
Чем – то похожи,
Чем – то похожи
На судьбы людей!
И, конечно, самое яркое событие в жизни нашего героя – утро Победы Великой Отечественной. А было это так: « 9 мая в пять часов утра в спящие кубрики к нам ворвалась радиотрансляция. Это была официальная весть о победе! Полураздетые мы вскакивали с коек и рундуков, целовались и обнимались. А потом перед нами выступил командир корабля. Это самая счастливая побудка в нашей жизни.
На рейде бухты «Ваенга» (ныне город Североморск) выстроились корабли, украшенные красивыми сигнальными флагами: линкор «Архангельск», крейсер «Мурманск», эсминцы, подводные лодки. Все корабли отсалютовали холостыми залпами своих орудий.
С тех пор прошло уже много лет, а то первое, радостное победное утро осталось незабываемо для меня, девятнадцатилетнего парнишки».
«Корабли, как и люди, сделали своё дело и теперь нуждаются в такой же памяти и бессмертии. Ведь они и умирали по-разному, как судьба повелела.
Если бы корабли умели плакать, они бы, я думаю, сейчас бы рыдали.
Вот что осталось лежать на грунте моря: 210 бомбардировщиков, 430 танков, 3550 паровозов и автомобилей, другие грузы.
И то, что «Разумный» остался жив, - просто чудо!»- вспоминает Григорий Степанович.
После окончания войны Григорий Степанович стал уже старшиной II статьи, командиром 37 мм автомата и адъютантом зам. командира по политической части. Так как он очень любил искусство, то ему поручили заведовать «Ленинской каютой» - это место культурного досуга и отдыха разумовцев. В свободное время он выдавал из библиотеки художественную литературу, газеты, почту. У него появилась возможность заниматься любимым делом: рисованием и музыкой.
В 1948 году в течение десяти дней он прошел в ансамбле стажировку на хормейстера-баяниста.
Летом 1950 года Григорию Степановичу было доверено участвовать в концерте моряков Северного флота, посвященному встрече с главнокомандующим ВМФ адмиралом Иваном Степановичем Юмашевым.
Флотская служба сделала Григория Степановича человеком трудолюбивым и целеустремленным. И сейчас в повседневной жизни с ним до сих пор живут флотские выражения: «Есть! Так точно! Полундра!», а выражением: « Морской порядок!» пользуются не только его внуки и правнуки, но и школьники, которых он учил. Такая преданность поистине восхищает и вызывает чувство уважения.
Осенью 1950 года Григорий Степанович в последний раз сошел по трапу эсминца « Разумного» и уехал в родные края. Грустно было прощаться со своим эсминцем, но впереди его ждали чудесные годы непрерывного творчества.
Впоследствии он не раз встречался с сослуживцами, моряками-черноморцами в музее Боевой Славы Северного флота. Море и музыка стали единым целым для него. В кабинетах музыки разных школ, где преподавал Григорий Степанович, он создавал свой собственный музей, в который входили разнообразные книги о флоте, стихи, фотографии, картины с изображением кораблей во время сражений. Он широко пропагандировал среди детей песни на морскую тему. И невольно, послушав его яркие повествования, сам влюбляешься в море.
В 1950 году Григорий Степанович вернулся в станицу Кировскую. Его пригласили работать в среднюю школу на должность старшего пионерского вожатого. Параллельно ему пришлось посещать вечернюю школу сельской молодёжи и закончить повторно седьмой класс. После он заочно учился в Ростовском культпросветучилище, потом в Московском университете искусств, а позже в Ставропольском училище хормейстеров – баянистов.
Цель была одна – работа учителем в школе. И Григорий Степанович её достиг. Так как после войны учителей не хватало, ему пришлось преподавать пение, рисование, черчение, труд и физическую культуру. Но он был полон энергии.
Вскоре Григорий Степанович создал детские хоры: «Звездочка», «Пионерия», «Комсомолия», «Орлёнок», вокальные и танцевальные ансамбли. На всех районных и областных смотрах детской художественной самодеятельности его ученики занимали призовые места.
Из беседы с Григорием Степановичем стало известно, что в 1970 году он был делегатом IV съезда Всесоюзного хорового общества в Москве. Здесь он познакомился со многими композиторами, с которыми у него завязалась долгая дружеская переписка. Также он побывал в секретариате Союза композиторов СССР.
По семейным обстоятельствам Григорию Степановичу пришлось переехать из станицы Кировской в райцентр (станицу Кагальницкую). Здесь он начинает работу в новой школе № 17, продолжая совершенствовать своё мастерство, создавая новый учебный кабинет. Кабинет оснащён всеми современными техническими средствами, музыкальной фонотекой, наглядными пособиями, портретами композиторов и плакатами – текстами песен для программного и внеклассного разучивания. Задняя стена превращена в музей. Все экспонаты Григорий Степанович сберегал и накапливал всю жизнь, а многое подарили шефы – моряки Северного и Черноморского флотов.
Каждый год 9 Мая Григорий Степанович надевает морскую форму, берёт в руки баян и наигрывает песни военных лет. В кругу семьи он поёт трогательную задушевную «Песню моряка», подаренную ему бывшей ученицей:
Был я тогда молодым,
Домом мне был океан.
Но, а теперь стал седым,
В руки беру я баян.
Море, мой друг, расскажи,
Жив ли «Разумный» теперь?
Море, мой друг, распахни
В тайну закрытую дверь.
И как – то раз после этих слов дочь Григория Степановича Олеся и внучка Лариса внесли в комнату макет эсминца «Разумный»! Вот он – в 200 раз уменьшенный, но точная копия пушек, автоматов, торпедных аппаратов, кнехт, иллюминаторов, КП командира корабля и надпись на полубаке: «Разумный»!
Григорий Степанович был в восторге: «Сердце переполняется радостными слезами, удивлением и восхищением. Почти 60 лет я о нём пел, я его искал, ждал встречи с ним, и он, как в сказке, вернулся ко мне – мой однотрубный красавец! Ведь у меня с ним одна судьба – мы победили врага и остались живы».
За воинскую службу Григорий Степанович награждён орденом Отечественной войны и многими медалями. А за многолетний педагогический труд – значком «Отличник народного просвещения», почётными грамотами и дипломами. Их у него 79!
Мы спросили у Григория Степановича: « Как вы думаете, всё ли Вам удалось? Что же оказалось главным в Вашей жизни?» На что он ответил: «Сегодня, с высоты прожитых лет, могу сказать уверенно, что ни один учебник никогда не дал бы мне столько жизнеутверждающего заряда на всю оставшуюся жизнь, как те годы службы на флоте. Море! Оно поилец и кормилец. И счастливы те люди, юность которых пронеслась в разгуле волн, на шатких корабельных палубах. Я благодарен судьбе за то, что моя жизнь сложилась именно так, а не иначе, что флот меня принял и, главное, воспитал как гражданина и человека».
На видном месте в нашем школьном музее находится Диплом «Мастер – золотые руки», которым Григорий Степанович гордится больше всего. Этот диплом вручила ему ученица третьего класса, а ныне выпускница школы.
Надпись гласит: «Почётная грамота выдаётся Григорию Степановичу, самому доброму, любимому, хорошему и счастливому человеку!»
Время безжалостно к ветеранам, поэтому мы должны узнавать как можно больше и бережно хранить память о тех, кто в суровые годы войны сделал всё для освобождения нашей станицы и нашей Родины.
Уважаемый Григорий Степанович!
Вы подарили нам прекрасный мир —
Мир лучшей музыки и самых добрых песен!
Мир величавых гимнов и нежнейших лир
Стал нам понятен и безумно интересен.
Мы ваши ученики, библиотекари Кагальницкой МЦБ ,
помним любим и гордимся вами.
В преддверии Дня Победы поздравляем Вас с самым торжественным, самым дорогим и одновременно грустным праздником и желаем вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.