Лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, третий из советских асов по числу сбитых самолётов в годы Великой Отечественной войны, генерал-полковник авиации
Имена советских асов Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина известны всем, кто хотя бы поверхностно знаком с отечественной историей.
Кожедуб и Покрышкин — самые результативные советские лётчики-истребители. На счету первого 64 вражеских самолёта, сбитых лично, на счету второго — 59 личных побед, и ещё 6 самолётов он сбил в группе.
Имя третьего по результативности советского лётчика известно лишь любителям авиации. Николай Гулаев в годы войны уничтожил 57 самолётов противника лично и 4 в группе.
Интересная подробность — Кожедубу на достижение своего результата потребовалось 330 боевых вылетов и 120 воздушных боёв, Покрышкину — 650 боевых вылетов и 156 воздушных боёв. Гулаев же добился своего результата, осуществив 290 боевых вылетов и проведя 69 воздушных боёв.
Более того, согласно наградным документам, в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 самолёта противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтоженной вражеской машиной.
Любители военной статистики подсчитали, что коэффицент эффективности, то есть соотношение воздушных боёв и побед, у Николая Гулаева составил 0,82. Для сравнения — у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, а у гитлеровского аса Эриха Хартмана, официально сбившего большего всего самолётов за Вторую мировую войну, — 0,4.
При этом люди, знавшие Гулаева и воевавшие с ним, утверждали, что он щедро записывал многие свои победы на ведомых, помогая им получать ордена и деньги — советским лётчикам платили за каждый сбитый самолёт противника. Некоторые полагают, что общее число самолетов, сбитых Гулаевым, могло достигать 90, что, впрочем, сегодня подтвердить или опровергнуть невозможно
.
Ранняя жизнь
Гулаев родился 26 февраля 1918 года в русской семье рабочего класса в станице Аксайской, которая ныне стала городом Аксаем Ростовской области. После окончания средней школы в 1934 году он учился в профессиональном училище до 1935 года, а затем работал на эмалевом заводе в Ростове, одновременно обучаясь в местном аэроклубе. Он оставил работу на заводе, чтобы поступить на военную службу в декабре 1938 года после завершения обучения в аэроклубе.
Вторая мировая война
Через два года после поступления в армию Гулаев окончил Сталинградское военное авиационное училище и был направлен в истребительный авиационный полк Белорусского военного округа. Он был отправлен на фронт в июне 1941 года после вторжения Германии в Советский Союз в составе 162-го истребительного авиационного полка на Западном фронте, но не приступал к выполнению боевых заданий до августа 1942 года. С июля по сентябрь 1941 года проходил переподготовку в Кузнецке в составе 13-го резервного истребительного авиационного полка. После завершения обучения он был направлен в 423-й истребительный авиационный полк ПВО, где служил с апреля по август 1942 года, пока его не назначили командиром 487-го истребительного авиационного полка ПВО. Несмотря на то, что он занимал должность командира полка, он выполнял задания на самолетах Миг-3 и Як-7Б для обеспечения воздушного прикрытия стратегически важных районов Горького и Воронежа. 3 августа он одержал свою первую воздушную победу, когда ночью сбил Хейнкель He 111. Он не получил разрешения на взлет от своего начальника и получил выговор за вылет, особенно учитывая его недостаточную подготовку к полетам ночью, но позже его похвалили за успешное сбивание приближающегося вражеского самолета.
В январе 1943 года он окончил курсы штурманов 3-й резервной авиационной бригады, базировавшейся в Саратове, и был направлен в 27-й истребительный авиационный полк заместителем командира полка. В дополнение к должности заместителя командира полка он выполнял обязанности штурмана и командира эскадрильи на заданиях; позже подразделение получило гвардейское обозначение и в октябре 1943 года было переименовано в 129-й гвардейский истребительный авиационный полк. Он отличился в боях на Воронежском и Степном фронтах, а также в битвах под Курском, Днепром, Кировоградом, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской и Львовско-Сандомирской. 14 мая 1943 года он протаранил пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju 87 на своем Як-1 над Гостищево, Белгород, и выпрыгнул с парашютом после того, как у него закончились боеприпасы, уничтожив два других немецких самолета. В июне он совершил свой первый полет на Bell P-39 Airacobra; в начале июля он возглавил группу из четырех истребителей в атаке на численно превосходящую группировку противника примерно из 100 самолетов. Все четыре самолета его эскадрильи благополучно приземлились после того, как сбили четыре вражеских бомбардировщика и два истребителя, нарушив строй. В тот же день его подразделение совершило еще несколько боевых вылетов и коллективно сбило 16 самолетов противника. За проявленный героизм в воздушных боях и первые 95 боевых вылетов 28 сентября 1943 года указом Верховного Совета СССР ему была присвоена первая золотая звезда Героя Советского Союза.
В начале 1944 года он служил командиром эскадрильи группы из шести аэрокобр Bell P-39 и возглавил их в атаке на формирование из 27 бомбардировщиков во главе с восемью истребителями. В течение четырех минут группа сбила одиннадцать вражеских самолетов, пять из которых были сбиты самим Гулаевым, что сделало его асом за один день. В трех других случаях он лично сбил четыре самолета в течение одного дня.
После воздушного боя 31 мая 1944 года он получил серьезное ранение правой руки, которое потребовало хирургического вмешательства, но сумел привести свою эскадрилью обратно на аэродром как раз перед тем, как потерять сознание. 1 июля 1944 года он получил свою вторую золотую звезду за свою службу. После выздоровления в госпитале он вернулся к выполнению боевых заданий в августе и одержал еще три победы, но вскоре был отозван с передовой, чтобы поступить в Военно-воздушную академию, как и многие другие летные асы войны. В общей сложности он совершил 200 боевых вылетов и участвовал в 69 воздушных боях, одержав 55 индивидуальных и пять совместных воздушных побед в процессе, что дало ему один из самых высоких показателей убийств среди всех союзных асов в войне..
Послевоенная жизнь
После войны Гулаев окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского в 1950 году, а затем продолжал занимать различные руководящие должности в советских военно-воздушных силах. В 1960 году он окончил Военную академию Генерального штаба и был назначен командиром 15-й дивизии ПВО в Липецке, где служил до тех пор, пока его не перевели во 2-й корпус ПВО в Тверской области. Он поднялся по служебной лестнице и занимал несколько должностей, прежде чем в 1972 году дослужился до звания генерал-полковника. В 1974 году он стал заместителем главнокомандующего дивизией боевой подготовки Войск ПВО, а в 1976 году стал помощником командира дивизии вооружения Московского округа ПВО, должность, которую он занимал до тех пор, пока не уволился из армии в 1979 году. Он умер 27 сентября 1985 года в Москве и был похоронен на Кунцевском кладбище.
#Кагальницкая_библиотека #80_лет_Победы #Герои_Победы #Кагальницкая_библиотека