По словам советского физика С.И. Вавилова, “современный человек находится перед гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка”.
Сегодня мы хотим познакомить вас со сборником повестей Владимира Кунина (Кунин В. Хроника пикирующего бомбардировщика. Воздухоплаватель. Сошедшие с небес. Старшина / В. Кунин. - М. : АСТ, 2004. - 334с.)..
Читая эти повести нас увлекает пронзительно-трагичная и удивительно искренняя манера повествования писателя, глубокий смысл, заключенный в простых, казалось бы, сюжетных коллизиях, добрый юмор. Повести Кунина призывают ценить и любить жизнь, каждое ее прекрасное мгновение, оставаться человеком даже в самых трагических ситуациях.
Жизнь, жизнь! В повести «Хроника пикирующего бомбардировшика» она везде. Жизнь смотрит с репродукции картины Дега «Голубые танцовщицы» в кабине стрелка-радиста ; жизнь дышит в свежем букетике полевых цветов, сорванных пилотом для любимой девушки; жизнь звучит в песнях и мечтах молодых, веселых, полных надежд летчиков о будущем.
1944 год. Скоро закончится война. И тогда?
Отрывок из романа / Кунин В. [-И тогда Архипцев...] / В. Кунин // Кунин В. Хроника пикирующего бомбардировщика. Воздухоплаватель. Сошедшие с небес. Старшина. - М., 2004. - С. 67-68).
« - И тогда Архипцев сядет за штурвал тихоходки и будет возить почту, а по воскресеньям катать детишек по кругу. <...>
- Овес, почта и детишки? Так это же действительно хорошо! Это же просто здорово! - восклицает Сергей. <...>
- А вам, штурман, принесут кусок бристольского картона с золотым обрезом, на котором будет напечатано приглашение посетить выставку одного из лучших художников современности – Евгения Александровича Соболевского. Приходите. Я вас встречаю в первом зале. Рядом будет стоять лучшая девушка в мире...»
Они с упоением гадают, что их ждет. Их мечты о будущем кажутся такими простыми и реальными. Но еще реальнее «дальняя дорога на высоте три тысячи метров, со скоростью 400 верст в час...»
И вот – воздушный бой с эскадрильей немецких истребителей. Голоса пилотов тонут в пулеметных очередях, кончаются патроны, рация не работает, экипаж бомбардировшика оказывается в плотном конвойном кольце. Впереди – плен. Или подвиг? Вот он, неумолимо приближающийся немецкий аэродром, «длинная полоса стоящих на земле закамуфлированных «фокке-вульфов». Вот он, момент истины, момент подвига.
Отрывок из романа / Кунин В. [-Давай...-кивнул Гуревич...] / В. Кунин // Кунин В. Хроника пикирующего бомбардировщика. Воздухоплаватель. Сошедшие с небес. Старшина. - М., 2004. - С. 78).
«Давай... - кивнул Гуревич, и крупные капли пота покрыли его лицо.
Сергей отжал от себя штурвал и перевел машину в стремительное пологое пикирование... Со страшным воем «115» врезался в начало стоянки «фокке-вульфов» и прогрохотал, стирая с лица земли немецкие истребители».
Подвиг совершают и герои пронзительной по своему лиризму повести В.Кунина «Сошедшие с небес» - медсестра Маша и раненый летчик Сергей.
Разве это не подвиг – выйти из подземной каменоломни за водой для умирающего от жажды пленного гарнизона к колодцу, находящемуся под круглосуточным прицелом трех немецких пулеметов?
«Вокруг колодца лежали трупы русских солдат, изрешеченные пулеметными очередями ведра и канистры». Внутри каменоломни лежали еще живые, но почти обезумевшие от нестерпимой жары и жажды раненые. Из радиорепродуктора плыли то сладкие звуки танго, то жестокие обращения германского командования: «Мы перекрыли единственный источник воды – колодец. Ни одному из вас не удастся достать оттуда хотя бы каплю воды. Вы должны выйти из подземелья и сдаться...»
У некоторых сдавали нервы, и был слышен бредовый шепот пересохших губ:
Отрывок из романа
Кунин В. Хроника пикирующего бомбардировщика. - М., 2004. - С. 213-215.
«-Водички, глоточек... Вода льется... Слышите? Журчит где-то?
- Точно! - вдруг проговорил Сергей. Маша с ужасом поняла, что эта галлюцинация сейчас охватит всех.
- Нету никакой воды! Не думайте о ней. Потому что воды нет... Но я сейчас принесу ее вам».
«Во всем облике Маши была такая решимость, такая внутренняя сила», что ни командир гарнизона, ни автоматчик, дежуривший у входа, не смогли ее остановить.
“Я прикрою ее... Я прикрою...Я ее никому не отдам! - хрипел Сергей, выползая из пещеры с автоматом в руках, волоча простреленную ногу.
Они вышли открыто, не таясь, под белое слепящее солнце, заливавшее истерзанную землю. Три немецких пулеметных расчета с трех разных точек свели свои стволы в одну цель...
Маша опустила ведро в колодец, стала вытягивать веревку, но вытащить ведро, полное воды, у нее просто не хватало сил. Сергей помог ей и упал, наступив на простреленную ногу. Немцам это показалось ужасно смешным!
Прицелы пулеметов следовали за ними, пока Маша несла полное ведро к входной расщелине, а Сергей прикрывал ее своим автоматом. Немцы хохотали, а из репродукторов неслось: «Через два часа будут возобновлены обстрел и взрывы. Затем мы пустим газы, и вы умрете все без исключения. Это последнее предупреждение».
На этом кульминационном моменте мы прервем свой рассказ. Вам, наверное интересно будет узнать, как сложилась судьба героев, и вы прочитаете или перечитаете книгу Кунина “Сошедшие с небес”.
Сберечь жизни юных – такова главная цель и у героя повести В . Кунина “Старшина”.
Кацуба сам еще молод, ему 26 лет. Но за его широкими плечами - 3,5 года войны, страшный багровый шрам во всю спину /он горел в танке/, память о семнадцатилетнем мальчишке, которого он, рискуя собой, вынес из горящего танка в марте 44-го. В ушах Кацубы часто звучит его тоскливый, предсмертный крик: “Старшина!” Именно Кацуба - человек, прошедший страшную школу войны, - был назначен старшиной курсантской роты в военно-авиационную школу. Задача такого назначения предельно ясна: “Нельзя, чтобы мальчики погибали в окопах и умирали в госпиталях. Их очень нужно сберечь! Сегодня воспитать их сможете только Вы!”
Как актуально звучат эти слова и сейчас, заставляя думать о судьбах современных солдат. Хочется верить, что и в современной армии есть такие люди, каким был старшина Кацуба.
На первый взгляд Кацуба не вызывает особых симпатий. Кряжистый, коренастый, кривоногий, прихрамывающий, с изрытым оспой лицом, Кацуба должен был стать “отцом родным” для курсантов. И стал!
Хотя поначалу курсанты окрестили его не иначе, как “дракон железобетонный”, “инквизитор”.
Отрывок из романа / Кунин В. [В столовой от него...] / В. Кунин // Кунин В. Хроника пикирующего бомбардировщика. Воздухоплаватель. Сошедшие с небес. Старшина. - М., 2004. - С. 285).
“В столовой от него тоже спасу нет! Все старшины как старшины – сидят за своим столом, трескают кашу с мясом, а Кацуба стоит и свою эскадрилью глазами сверлит. Кусок в глотку не лезет...”
Читая повесть, постепенно понимаешь, что Кацуба, внешне сдержанный и суровый, внутренне очень добрый, сострадательный человек, при этом он человек кристальной честности, человек слова и дела. Нас поражает, какую заботу он проявляет о курсантах. Он справедливо распределяет учебную и физическую нагрузку. Контролируя раздачу хлеба на завтрак курсантам, замечает недостачу девятнадцатой буханки и требует ее выдачи, не соглашаясь делить 18 буханок на 57 человек. Узнав, что погиб на фронте отец одного из курсантов, ведет юношу в каптерку, стаскивает с него сапоги, по-отечески накрывает своей шинелью: “Плачь, не держи в себе...”
Спасатель – вот его профессия. Он верен ей и на войне, и в мирной жизни. Он тонко вникает в проблемы людей. На просьбу инвалида, торгующего на рынке сигаретами, списать для него со склада пару обуви, Кацуба откликается по - своему: он на свои личные две тысячи рублей покупает ему сапоги.
Да и после победы он уезжает в Крым работать, как прежде, спасателем на пляже.
Нас привлекает такое качество в характере Кацубы, как скромность. Он никогда не рассказывал о своих подвигах, не демонстрировал свои награды. И только 9 мая “из каптерки вышел Кацуба, какого никто никогда не видел!
Отрывок из романа / Кунин В. [...Из каптерки вышел Кацуба...] / В. Кунин // Кунин В. Хроника пикирующего бомбардировщика. Воздухоплаватель. Сошедшие с небес. Старшина. - М., 2004. - С. 331).
Он был в офицерском кителе с черными танкистскими погонами, на которых посверкивали маленькие золотые танки. Но что творилось на груди у Кацубы, потрясло всех, кто увидел его в эту секунду! Левая сторона начиналась с ордена Боевого Красного Знамени. Потом шли три ордена Славы – полный кавалерский набор! Медали “За отвагу”, “За боевые заслуги”. И еще какие-то медали... Правая сторона кителя сверкала двумя орденами Отечественной войны и орденом Красной Звезды. Внизу, справа, гвардейский знак...
Бегущие останавливались, как подстреленные. Идущие замирали на месте. Стоящие – вжимались в стены... Ему козыряли и курсанты, и офицеры, провожая его потрясенными взглядами”.
Кунин мастерски сумел передать торжественность момента, всю силу эмоционального напряжения ситуации. Это настоящая авторская находка: неожиданным ходом подчеркнуть скрытые черты человеческого характера.
Владимир Кунин во многих своих произведениях обращается к теме полета: герои повестей “Хроника пикирующего бомбардировщика”, Сошедшие с небес”, “Воздухоплаватель” - летчики; суровый Кацуба – старшина военно-авиационной школы; герой нового сатирического романа “Птичка” - человек, который понял, что умеет летать. Все это дает основания говорить, что автор увлечен авиацией.