С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы».
Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.
Библиотекари Кагальницкой МЦБ совместно с посетителями дневного отделения « Центра обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» станицы Кагальницкой продолжили путешествовать по народным промыслам. Народные умельцы и художники со своим оригинальным стилем были едва ли не в каждой русской деревне. Но именно эти стили стали известны на всю страну и за ее пределами.
ФЕДÓСКИНСКАЯ МИНИАТЮ́РА
Федоскинская миниатюра — русский промысел, который возник в конце XVIII века. Это вид традиционной живописи масляными красками на изделиях из папье-маше — особой массы, которую делают из картона, бумаги и клея.
Промысел получил свое название от подмосковного села Федоскино. Там располагались самые известные предприятия, где делали и расписывали табакерки, шкатулки и бисерницы.
В 1795 году в селе Данилково (сейчас оно входит в состав Федоскино) московский купец Петр Коробов основал небольшую фабрику, на которой создавали лакированные армейские козырьки. А вскоре там стали изготавливать предметы из папье-маше. С этой техникой Коробов познакомился, когда путешествовал по Германии. Он посетил фабрику Иоганна Штобвассера в Брауншвейге, известную своими лакироваными табакерками, мебелью, предметами декора. Нескольких мастеров Коробов пригласил на свое производство. Там же, в Германии, он купил необходимые краски и лаки.
После смерти Коробова фабрика перешла к московским купцам Лукутиным, которые владели ей более 80 лет. Именно они перенесли предприятие из Данилкова в соседнее Федоскино. В XIX веке на производстве появились новые изделия — шкатулки, чайницы, альбомы для фотографий и рисунков, пасхальные яйца. Украшали федоскинские миниатюры ручной росписью. Известными сюжетами были «тройка», «чаепитие», сцены из жизни крестьян, а также копии известных картин.
В середине XIX века фабрика Лукутина стала поставщиком Императорского двора. На ее изделиях ставили печать в виде двуглавого орла. На производстве в то время работало около 40 человек — специально обученные живописцы, бывшие иконописцы из мастерских Сергиева Посада.
Лукутинская фабрика закрылась в 1904 году — к тому времени она стала убыточной. Но производство федоскинских миниатюр не остановилось. Их делали на фабрике Вишнякова в соседнем селе Осташково. А в 1910 году при помощи купца Саввы Морозова была создана «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутиных».
В советское время на производствах в Федоскине и Осташкове стали изготавливать агитлак — миниатюры из папье-маше на революционные сюжеты. Сказочных героев и крестьян на предметах заменили красноармейцы.
В 1930-х годах в Федоскине появилась школа кустарного ученичества, где художников обучали росписи изделий из папье-маше. Производство миниатюр продолжается там и сейчас. В селе работает Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, множество небольших артелей и частных производств.
Федоскинская миниатюра
МЕЗЕНСКАЯ РÓСПИСЬ
Мезенская роспись — это русский народный промысел, который появился в конце XIX века. Свое название он получил от Мезенского уезда Архангельской губернии, где и возник. Еще эту роспись иногда называют палащельской — от деревни Палащелье. В начале XX века она считалась центром росписи по дереву в Архангельской губернии.
Самый старый сохранившийся предмет, украшенный мезенской росписью — прялка 1815 года. Она покрыта черно-красным геометрическим узором. Однако похожими рисунками предметы в Архангельской губернии расписывали еще в древности, до принятия христианства. Эта традиция восходит к творчеству финно-угорских племен. Поэтому даже сейчас в мезенской росписи встречаются языческие символы — например, дерево жизни. Зигзаги и волнообразные линии обозначают воду, точка в квадрате — зерно, утка — закатное солнце. А самыми частыми сюжетами этой росписи остаются сцены охоты, изображения всадников, повозок.
На первый взгляд изображения кажутся схематичными и статичными. Однако в мезенской росписи очень точно переданы особенности тех или иных животных. А многократные повторения орнаментов придают узорам особую динамичность.
Рисунки на предметах обычно размещают в три яруса. В нижнем изображают оленей или лошадей, в среднем — их же или птиц, а в верхнем — только птиц.
В мезенской росписи используют только два цвета — черный и красный. Раньше краски изготавливали только из природного сырья: черный цвет получали из сажи, а карминово-красный — из местной глины и смолы лиственницы.
Чаще всего в Мезенском уезде расписывали прялки. Их многие мастера дарили своим невестам перед свадьбой или женам после рождения ребенка. Характерными черно-красными узорами декорировали также короба, бочки, сундуки, а иногда и целые избы.
Раньше мастерами мезенской росписи становились только мужчины. А секреты промысла передавались по наследству. Сегодня в Архангельской области роспись изучают в некоторых художественных школах, а заниматься ей могут и женщины.
Термин произошел от названия пристани Пермогорье в Архангельской губернии. Недалеко от нее находились сразу три деревни, где занимались этим промыслом, — Черепаново, Большой Березник и Гридинская.
Нашли и начали изучать пермогорскую роспись ученые из Сергиево-Посадского музея-заповедника в конце 1950-х годов. В деревни, которые располагались на берегах Северной Двины, отправились научные экспедиции. Их участники обнаружили уникальные образцы крестьянской росписи.
Промысел появился под влиянием старинных лубочных картинок, иконописи и книжных иллюстраций из средневековых рукописей. Оттуда мастера заимствовали композицию: основной рисунок помещали в центре, а вокруг него изображали цветы и геометрические орнаменты.
Для пермогорской росписи характерно сочетание сложных растительных узоров с жанровыми сценками — моментами из крестьянской жизни. Их рисовали красными, зелеными и желтыми красками и обводили черным контуром. Самыми популярными сюжетами были катание на санях, свадьба, тройка, охота.
Чаще всего мастера пермогорской росписи украшали прялки. На них изображали традиционные языческие символы: дерево жизни, райскую птицу Сирин и кошку — символ домашнего уюта.
Кроме прялок, расписывали люльки, посуду, ларцы, сундуки, туески — берестяные сосуды для хранения продуктов. На предметах художники часто оставляли небольшие надписи. На детских колыбелях — пожелания здоровья и долголетия ребенку; на посуде — просьбу есть аккуратно. А на одной из прялок неизвестный художник нарисовал купца с товарами. Изображение он подписал: «Сей человек купеческое содержание имеетъ большима всякима товарыма дорогима занимается».
В XVIII веке пермогорская роспись была аккуратнее и профессиональнее. Первое время ей занимались только художники из мастерских книжников-рукописцев в районе пристани Пермогорье. А к XIX веку такой стиль переняли жители окрестных деревень, поэтому некоторые предметы тех лет расписаны небрежно.
К 1930-м годам пермогорской росписью почти перестали заниматься. Возрождать промысел начали в Архангельске в конце 1960-х, как раз после научных открытий экспедиции из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Старинные предметы с пермогорской росписью стали изучать и повторять на архангельской фабрике «Беломорские узоры».
В наше время, в Год культурного наследия народов России, большое внимание уделяется знакомству с различными видами декоративно -прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративным искусством, которое несет в себе национальные традиции, мы соприкасаемся с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем.
Разнообразие декоративно-прикладного искусства народов России, вызывает у присутствующих чувство гордости за родное Отечество.