Георгий Береговой — единственный дважды Герой Советского Союза, который первую Золотую Звезду получил за проявленный героизм при участии в боевых операциях во время Великой Отечественной войны, а вторую — за полёт в космос.
За девять дней до начала Великой Отечественной Георгий Береговой окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса. С июня 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне в качестве лётчика, командира звена, командира эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка. За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит, получил ранения, но продолжил сражаться против фашистов.
Герой, как и множество его сверстников, мечтал летать. Береговой совмещал учебу в школе с занятиями в кружке авиамоделирования при городской Детской технической станции. А закончив 8 классов, Георгий Тимофеевич отправился работать слесарем на Енакиевский металлургический комбинат.
Становление летчика
В 30-е годы активно шло развитие советской авиации. Стране требовались новые летчики, повсеместно создавались аэроклубы, где можно было освоить новую профессию. Георгий Тимофеевич поступает в аэроклуб, в котором герой занимался параллельно с работой на металлургическом комбинате, и в 17 лет заканчивает его. Вот как Береговой вспоминал то время:
Военная служба - первые шаги
В 1938 Берегового призывают в армию и отправляют обучаться по специальности в авиационную школу. Георгий Тимофеевич заканчивает ее в самом начале войны – 25 июня 1941 года. Берегового определили в разведывательную авиацию. Летчик переучивался летать на бомбардировщиках ББ-22, затем на самолетах-разведчиках Пе-3. На фронт же Береговой попадает летчиком-штурмовиком, освоив «летающий танк» Ил-2.
Боевое крещение состоялось в июне 1942 года. Основной задачей штурмовиков было уничтожение наземных сил противника. Для этого самолет имел хорошее бронирование (за что его и прозвали летающим танком) и мощное вооружение. Однако «Илы» атаковали на низкой высоте и были главной целью для вражеских зениток и истребителей. Работа летчиков-штурмовиков была одной из самых опасных среди всех остальных летных специализаций.
«В карьере летчика первые вылеты были самыми трудными, особенно в 1942 году, года немецкая авиация была крайне сильна. Георгий Тимофеевич вспоминал:
Ил-2 на аэродроме
Но со временем новые пилоты постигали военную науку:
Ил-2 в полете
И благодаря опытным наставникам и собственной выучке Тимофей Береговой стал прекрасным летчиком.
Атака эшелона
Однажды звено под его командованием успешно провело штурмовку немецких позиций. Возвращаясь с выполненного задания, Береговой обнаружил, что израсходовал не весь боекомплект. Лететь назад и отстреливаться по тем же позициям врага было бессмысленно - позиции эти перестали существовать.
Ил-2 летят в строю клина
И тут Береговой заметил приближающийся к линии фронта немецкий военный эшелон. Решение пришло мгновенно - мало ли, что тащили немцы по железной дороге, технику ли, войска или боеприпасы, в любом случае прибытие этого эшелона по назначению существенно осложнило бы положение наших сухопутных частей.
Георгий Тимофеевич бросил свой самолёт в атаку на бронепоезд, обстрелял его, взмыл вверх, прошёлся вдоль железнодорожной ветки и снова атаковал эшелон. На этот раз атака увенчалась успехом, Береговой видел, как сошёл с рельсов паровоз, потянул за собой вагоны... Однако и самолёт Берегового оказался повреждён. Пулемётным огнём с вражеского поезда была пробита система водяного охлаждения двигателя.
В результате мотор заглох. Георгий Тимофеевич сумел дотянуть до леса и попытался там посадить свой самолёт. В итоге Ил-2, зацепившись за деревья, разбился, а сам лётчик остался жив благодаря тому, что шёл на небольшой высоте, а деревья смягчили падение. Стрелок-радист, получивший при падении сильные травмы, был отправлен в лазарет. Летчиков спасла советская пехота.
Тяжелая боевая работа
Каждый вылет был как последний – штурмовикам крепко доставалось. Вот что вспоминал Береговой об одном из своих боев:
На дороге длиннющей колонной пылят танки. Торопятся, сволочи. «Илы» вслед за мной тоже упрямо идут — к цели. До нее уже совсем близко. Слышу, как у меня за спиной заработал пулемет Ананьева. Оглядываюсь на Лядского, затем вправо — на Пряженникова, Биджиева, Шурика и остальных. Их стрелки тоже лупят по «мессерам». Те отворачивают в сторону, но не отстают — крутят виражи, бросаются в новые и все новые атаки».
В том воздушном бою самолет Берегового был сбит, экипажу пришлось прыгать с парашютом.
Дойти с боями до Чехословакии
Георгий Береговой, командир авиаэскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиаполка, и инженер его эскадрильи старший лейтенант Виктор Бахтин, сентябрь 1943 г.
Георгий Тимофеевич прошел всю войну, участвовал в Курской битве, о котором писал следующее:
Георгий Тимофеевич Береговой прошел всю войну совершил 186 боевых вылетов, был трижды сбит. Награжден множеством орденом и медалей.
После окончания Великой Отечественной войны работал лётчиком-испытателем. Георгием Тимофеевичем было испытано более 60 типов самолётов. В 1961 году он был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В 43 года на очередной медицинской комиссии один из врачей пошутил о том, что с таким здоровьем, как у Берегового, можно смело записываться в космонавты. Георгий Тимофеевич принял эту шутку как руководство к действию и в 1963 году добился зачисления в отряд космонавтов.
Свой космический полёт Георгий Тимофеевич выполнил в 1968 году в качестве командира корабля «Союз-3». Кстати, совершив космический полёт в 47-летнем возрасте, Береговой в течение нескольких лет являлся старейшим человеком, побывавшим на орбите (в 1974 году его превзошёл Лев Дёмин).
По рассказам современников, фронтовик не чувствовал своего возраста, хотя и являлся самым взрослым из членов команды. Его даже дружески именовали «дед».