23 сентября 2021 года - 85-лет со дня рождения Эдварда Радзинского

Э́двард Станисла́вович Радзи́нский-российский писатель, драматург, сценарист и телеведущий. Автор ряда популярных книг по истории России, изданных крупными западными издательствами и ставшими мировыми бестселлерами. Многие из этих книг подвергались критике со стороны ряда профессиональных историков.

1

Творчество

В 1958 году на сцене Московского театра юного зрителя была поставлена первая пьеса писателя — «Мечта моя… Индия», посвящённая Герасиму Лебедеву, первому русскому учёному-индологу; по словам автора, она закончилась провалом, выдержав 14 постановок. Дипломная работа Эдварда Радзинского также была посвящёна Герасиму Лебедеву. Впоследствии эту работу перевели на несколько языков, опубликовали в журнале «ЮНЕСКО-информейшн».

Широкая известность пришла к Радзинскому после того, как Анатолий Эфрос поставил в Театре имени Ленинского Комсомола его пьесу «104 страницы про любовь». По пьесе был поставлен популярный фильм «Ещё раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым в главных ролях.

Кроме Эфроса пьесы Радзинского ставили и другие выдающиеся театральные режиссёры: Георгий Товстоногов, Андрей Гончаров, Роман Виктюк, Валерий Фокин и другие. В 1990-х годах на московской сцене одновременно шло девять пьес Эдварда Радзинского: «Лунин», «Беседы с Сократом», «Театр времён Нерона и Сенеки», «Я стою у ресторана…», «Она в отсутствии любви и смерти», «Продолжение Дон Жуана», «Старая актриса на роль жены Достоевского», «Спортивные сцены 1981 года», «Приятная женщина с цветком и окнами на север».

Андрей Максимов в программе «Наблюдатель» от 18 сентября 2017 года (на канале «Культура») следующим образом высказался о постановке пьесы Радзинского «Театр времён Нерона и Сенеки»: «Сначала было ощущение, что нас всех „повяжут“. А потом … невозможно было представить, чтобы обсуждали, кто был в зале… В зале были все! Потому что история про художника и про тирана … тогда! Фантастические актёры (Парра, Джигарханян)! Всё было немыслимо, и ты понимал, что становишься другим!»
«Беседы с Сократом» не разрешали ставить шесть лет, «Театр времён Нерона и Сенеки» — четыре года. Радзинский даже заявлял, что для того, чтобы так ставиться, «нужна жизнь черепахи».

В это же время пьесы Радзинского ставили за рубежом: «Odeon — Theatre de l’Europe» (Париж), «Королевский театр Дании», «Финский национальный театр» (Хельсинки), «Бельгийский национальный театр» (Брюссель), японский театр «Мингей», «Jean Cocteau Repertory» (Нью-Йорк) и другие. Американский театральный журнал «Backstage» называл Эдварда Радзинского самым востребованным русским драматургом на Западе после Антона Павловича Чехова.

Радзинский Э.С. является автором научно-популярных произведений о трагических периодах русской и мировой истории, о знаменитых исторических личностях. Он также делал телепередачи из цикла «Загадки истории», которые называет просветительскими. (По собственным словам, исторические книги стал писать с 1976 года, работая над трилогией «Последний царь (Николай II), Первый большевистский царь (Сталин) и грешный Мужик (Распутин)»

Книги Эдварда Радзинского о Николае II, Распутине, Александре II и Сталине вышли в крупнейших мировых издательствах, и были переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, греческий, датский, польский, финский, шведский, иврит и другие языки.

Член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации (2001—2008), творческого совета журнала «Драматург», общественного совета газеты «Культура», академик Российской академии телевидения ТЭФИ. Председатель попечительского совета литературной премии «Дебют». Сопредседатель Литературной академии — жюри Национальной премии «Большая книга».

Дорогие друзья! Представляем Вашему вниманию книги Эдварда Радзинского, которые Вы сможете прочитать в электронной библиотеке ЛитРес!

2

"Бабье царство. Русский парадокс" - это роман о периоде российской истории длиною в столетие, когда в стране сурового патриархата и женского бесправия российский престол занимали... женщины: царевна Софья, императрицы Екатерина I, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна, Елизавета, Екатерина II.

XVIII век. Его называли галантным веком и веком просвещения, а для России он был еще и полным невероятных парадоксов женским веком, своеобразной пробой феминизма. Власть в стране, где бить жену считалось нормой («Домострой» монаха Сильвестра давал на этот счет подробные инструкции) принадлежала женщинам.

Женщины у власти далеко не всегда имели царское происхождение, но легко устраняли своих венценосных супругов и передавали бразды правления фаворитам.
Отсутствие русских корней не было препятствием на пути к трону. Первой императрицей всея Руси стала…бывшая кухарка Марта из Лифляндии (Екатерина I). А самой великой русской императрицей - немецкая принцесса София Фредерика (Екатерина II).

Просвещенная интеллектуалка Екатерина II, беседуя с Вольтером и открывая академии наук, с той же страстью защищала рабство на Руси (крепостное право).

А защитница православия Анна Иоановна, отправляя на костер усомнившихся в вере, закрывала глаза на засилье немцев-лютеран при дворе. Это лишь малая часть великой и парадоксальной русской истории, которая исследована в книге. “Бабье царство” - роман исторический без тени художественного вымысла, но написан по-радзински легко и непринужденно. Словно идешь по музейным залам с хорошим экскурсоводом, где портреты сильных мира прошлого всплывают не в сухих датах хроник, а оживают в интригах дворцовых переворотов, в торжествах военных побед, в ужасах застенков Тайной канцелярии, в роскоши балов и жестокости казней. Отличная книга для тех, кто интересуется российской историей.

3

Эдвард Радзинский является автором большого количества трудов по истории. Книга «Цари. Романовы. История династии» включает в себя три произведения, в которых центральными фигурами выступают три исторические личности. Романы написаны в художественном стиле, но основаны они на реальных исторических событиях. Автор долгое время занимался изучением источников, дневников самих царей и тех, кто был приближен к ним. Благодаря такой художественности романы воспринимаются легко и хорошо запоминаются, это станет прекрасным способом изучить историю России.

Первая часть книги посвящена женщине, которая претендовала на российский престол. Раскрывается не только её характер и устремления. Большое внимание уделено борьбе за власть. Читатели смогут узнать о том, что происходило в узких кругах, о том, что не написано в школьных учебниках по истории. Здесь будут раскрыты интриги и тайны царского двора.

Вторая часть книги рассказывает о жизни Александра II, которого называют освободителем. Освещается не только его политика, но и личная жизнь. Его образ становится более чётким, создаётся новое видение истории. Читатели будут восхищаться его планами и с радостью ожидать введения реформ. Но, в то же время, это период сильного страха, начинается жестокая борьба против власти, происходят первые терроры, и становится понятно, какой нитью это связано с последующими событиями.

В третьей части идёт речь о Николае II, последнем царе России. Здесь центральной темой является борьба за власть, жестокая, кровавая. Рассказано обо всём, что привело к смерти царской семьи. Примерно половина романа повествует о жизни царя, а вторая половина содержит всю информацию, которую удалось узнать о его смерти. Автор выражает своё мнение обо всём, что тогда происходило. Он не раз подчеркивает, что в жизни последнего царя были особые мистические знаки, которые словно предвещали беду.

Книги Эдварда Радзинского читать легко, интересно, на одном дыхании, погружение в описываемое время, чувствуешь себя очевидцем происходящего.