Муниципальное учреждение культуры

Кагальницкого района
« Межпоселенческая центральная библиотека »
Им.С.А.Королёва

Отдел обслуживания

Библиографический обзор литературы
Образ матери в современной
художественной литературе

1

Я верю, что женщина –

Чудо земное!

Какого на Млечном пути

Не сыскать,

И если женщина

Слово святое

То трижды священное –

«Женщина — мать».

Праздник День матери был установлен Указом Президента России в 1998 году и отмечается ежегодно в последнее воскресенья ноября. Это день, когда воздается должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради блага своих детей.

Мама... Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы.

Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Удивительно, но всю жизнь как дар хранил колыбельную песню, которую ему в раннем детстве пела мать, русский поэт М.Ю. Лермонтов. По-настоящему глубоко тема матери прозвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Образ Матери, образ той, которая дарит человеку жизнь, дарит стране её будущее - в центре произведений Максима Горького. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта.

Уважаемые пользователи! Предлагаем вашему вниманию обзор книг по данной теме, которые имеются в книжном фонде Кагальницкой МЦБ

2Матерь человеческая» Виталия Закруткина -

героическая поэма о

беспримерном мужестве,

стойкости и человечности русской женщины-матери.

Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о

выносливости, стойкости,

долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.

В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире, и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет...»

Последняя сцена повести - когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной

маленькой жёсткой руке...»- придаёт почти

символический смысл судьбе и подвигу героини.

Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства - образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.

«Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время - люди воздадут им должное.»

Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны. люди станут людьми-братьями. они обретут радость, счастье и мир.

Так будет. «И может, тогда не выдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине- труженице земли. Соберут белые, чёрные и жёлтые люди - братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви».

 

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку...

3В повести «Последний срок» В. Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Люся и Варвара, а также старший сын Илья жили в городе. С младшим сыном Михаилом она «доживала свой век».

Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. « Вот уже приехали четверо из них, теперь все ждали самую младшую из них - Татьяну». Старуха любила её больше всех, она была её «поздним и последним ребёнком». Анна считала, что именно младшая дочь будет её утешением в старости. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когдане только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4Короткий рассказ В.М. Шукшина «Материнское сердце» поднимает проблему долга, проблему ответственности за своё предназначение на Земле - быть сыном матери. Сразу возникает вопрос: рассказ

называется «Материнское сердце», а почему речь идёт о поведении молодого человека?

А ответ прост: очень много переживаний выпало на долю именно матери.

Вспоминаются переживания матери и её мытарства по освобождению сына. Мать испугалась, взмолилась, заметалась по селу, пришла в милицию, воскликнула, мать поняла и замолчала, перекрестила сына.

Шукшин глаголами показывает нам состояние женщины. И его «каждое слово - в сердце отдаёт». Никто не пришел на помощь Витьке, только одна мать осталась с его бедой, не находя помощи ни у кого. Тогда обессиленная, она обращаясь к Богу, говорит: «Забегу, свечку Николаю Угоднику поставлю, попрошу его».

Мы начинаем понимать, что Николай Угодник помогает именно таким, как Витька - заблудшим душам. А ведь на Руси Николая Угодника называют Николай Заступник, Николай Чудотворец, он помогает осуждённым, а именно оступившимся. А что же такое сделал ее непутевый Витька: напился, подрался, попал в КПЗ, теперь ему грозит суд. Автор знакомит нас с Витькой, называя именем из обихода деревенских жителей, тем самым показывая свое осуждение ему. Судя, в каком возрасте уже собрался жениться, обзавестись семьёй, можно предположить, каким сыном был Витька? Не совсем послушным, не всегда внимательным, не всегда обязательным.

Автор осуждает Витьку и показывает боль матери, ее душевные мучения, но и одновременно огромное желание вопреки всему помочь своему сыну, потому что он просто ее сын, ее кровинка. Чему учит нас Шукшин, наверное, простому человеческому вниманию. Простой человеческой благодарности к матери. Здесь образ матери показан как образ заступницы, мученицы, терпящей боль и унижение.

5УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна (род. 1943) — писательница, сценарист.

Первая женщина — лауреат премии Русский Букер (2001). Лауреат премии Большая книга (2007).

Рассказ Людмилы Улицкой «Дочь Бухары» был написан в 1994 году. События в рассказе происходят в конце мая сорок шестого года, когда люди еще не оправились от военных потрясений. Описывается бедная "архаическая и слободская московская жизнь, ячеистая и закоулочная".

После таких описаний читатель сразу погружается в простую и в то же время как-то угнетенную жизнь людей, в их проблемы. В Москве много нищих и полуголодных, и резкий контраст возникает при появлении сына старого доктора Димы: "...во двор въехал "опель-кадет" и остановился возле калитки докторского дома". Может быть, события рассказа несколько неправдоподобны, но здесь четко показаны возможные проблемы и беды героев. Так, например, сложно представить, что в Москву после войны можно привезти "красавицу" с Востока, однако впоследствии образ Бухары (так назвал Дима свою жену) вписывается в повествование, и черта между московской обыденностью и появлением девушки с Востока вскоре стирается. Но после прочтения рассказа возникает очень тяжелое чувство. Даже сейчас люди редко обращают внимание на нищих, инвалидов, которые встречаются им на улице. Лишь немногие люди действительно понимают беду конкретного человека и то поверхностно, не подозревая, что же может быть у него в душе. Но если войти хоть на миг в этот мир, посмотреть на проблемы таких людей, то можно ужаснуться, закрыть лицо руками и сразу убежать оттуда. Бухара родила Дмитрию дочь, которую они назвали Милочкой, но сразу же после появления ребенка в доме отец Димы увидел, что девочка была вялая, отечная, у нее наблюдалась мышечная расслабленность и полное отсутствие хватательного рефлекса. Уже после смерти отца Дмитрий отвез Милочку в Институт педиатрии, где доктор "провозгласил диагноз по тем временам редкий - классический синдром Дауна". Но Бухара смогла достойно воспитать Милу: она водила ее в школу для отсталых детей, куда и сама устроилась работать. Она сопровождала дочь везде, старалась научить ее как можно более разнообразным вещам: готовить, держать иголку в руках. Сразу после ухода мужа Бухара заболела и знала, что скоро умрет. Она очень боялась за Милу, которая останется в этой жизни совсем одна, такая беспомощная. Бухара свозила дочь на родину и привезла оттуда травы и различных сухих фруктов. Она знала, что если будет пить отвар из травы, то проживет дольше, и всячески старалась не думать о том, что же будет дальше. Еще одно затеяла мать Милы - выдать дочь замуж. Работая в больнице, она видела много больных и однажды увидела доброго старика, который пришел к ней со своим больным сыном. Позже старик узнал о намерении Бухары, и он не был особенно против. Сразу после свадьбы Бухара уехала на родину и там умерла, оставив Милу и Григория совершенно одних. Казалось бы, что жизнь для них была кончена, ведь они должны были скоро умереть, но они были счастливы. Здесь как-то невольно просыпается жалость. Григорий каждый день провожал Милу до остановки и встречал ее: "...они шли по улице, взявшись за руки, маленькая Милочка на каблуках, в девичьем розовом платье Бухары, и ее муж, большеголовый Григорий с поросшей пухом лысиной, оба в уродливых круглых очках, выданных им бесплатно, - не было человека, который не оглянулся бы им вслед". Многие показывали на них пальцем и даже смеялись. Но они не замечали чужого интереса. Ведь сейчас есть множество здоровых, полноценных людей, которые могли бы только позавидовать их счастью!

В этой с виду хрупкой и слабой женщине востока есть внутренняя сила, стойкость и способность «держать» удары судьбы. Бухара оказалась самой умной, сильной, лучшей. Её не сломили трудности, преграды, предательство мужа и болезнь дочери. Она достойно прошла путь, который ей был послан свыше, она выдержала экзамен судьбы. Именно такой образ матери, способной на самопожертвование ради дочери, показала Л. Улицкая.

Материнский подвиг - вот истинное назначение матери, ее смысл жизни. Улицкая в своем рассказе указывает на такие, казалось бы, простые, но вечные человеческие ценности, как жизнь во имя другого. В тексте нет никаких отступлений, авторских замечаний, а простым языком описывается одна из немногих историй матерей. Образ матери дается объемно, полно, реалистически. При небольшом объеме рассказа, автор смогла показать образ матери - мученицы.

Примечателен и тот факт, что автор делает акцент на имени Бухары, называет её «головешкой азиатской». Возникает вопрос: это факт пренебрежительного отношения к героине? Вряд ли. Таким именем- прозвищем автор одаривает главную героиню, подчёркивая и внешнюю, и внутреннюю красоту Алечки, её терпение, покорность, её уважение к старшим, особенно к мужчинам. Автор в самом начале рассказа подчёркивает особенности её воспитания как женщины Востока. Всю дальнейшую жизнь Бухары я бы назвала великим подвигом 22-летней женщины-матери во имя будущего своего ребенка.

6Ленинградская блокада навсегда изменила жизнь Кати Щегловой - героини романа Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы». Из любящей матери она превратилась в преступницу, которая за секунду может опознать карманника, но забывает о дочери. Атмосферная книга о семейных тайнах, отношениях, таланте и мудрости.
Роман, который переносит в солнечный Ташкент, где встречаются искренность и жажда наживы, настоящие чувства и предательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7Роман «Медея и ее дети» (1996) Людмилы Улицкой вызвал неоднозначную оценку критиков и читателей. Не всем показался удачным сюжет произведения, насыщенный

повторяющимися мотивами (главный из них - мотив преступления и наказания).

Роман представляет собой

историю семьи, но не просто историю, а историю семьи как бы в проекции. Сюжет построен так, что все семейные проблемы мы узнаем через главную героиню - Медею, которая является «корнем» семьи, ее основой, своего рода божество. Только она не убивает, а собирает, соединяет, склеивает своей кровью хрупкие внутрисемейные связи.

Роман «Медея и ее дети» отмечен французской международной премией.

 

 

 

 

 

 

Трауб, Маша. Истории моей мамы.

Главных персонажей в этой книге - двое: Мария и её мама, рассказывающая дочери случаи из своей адвокатской практики. Связывает, объединяет все

истории образ матери - необычной, нестандартной женщины, которая способна на смелые поступки, которой собственно и посвящена книга.

Читается роман на одном дыхании. Житейские истории о советском прошлом, о любви и семейных отношениях, о мужчинах и женщинах написаны незатейливо, но увлекательно.

 

Роман «Зулейха открывает глаза» - великолепный дебют молодого татарского прозаика Гузель Яхиной.

Г. Яхина родилась и выросла в Казани, окончила факультет иностранных языков

Казанского государственного педагогического института. В 2015 году стала выпускницей Московской школы кино.

Публиковалась в журналах «Нева», «Сибирские огни», «Октябрь».

Книга Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» мгновенно стала предметом оживленных разговоров, а после также получила премию «Большой книги» 2015 года. Роман повествует о судьбе молодой татарской женщины Зулейхи, привычная жизнь которой была разрушена убийством коммунистами мужа,

раскулачиванием и последующей ссылкой в Сибирь. Весь мир Зулейхи заключался в ее доме, существовании при деспотизме мужа и ещё более яростной тирании свекрови, воспоминаниях об умерших дочерях и заботе о хозяйстве. Ее не волновало все то, что выходит за границы ее небольшого дома и благополучия семьи. Однако, когда в границы дома-мирка этой женщины ворвались красные социалисты, жизнь героини переворачивается с ног на голову. Все ее устоявшиеся идеи, традиции, верования рушатся в новом социалистическом мире, в который попадает Зулейха. Ей приходится отказаться от привычных и обыденных укладов ее прежней жизни, так, к примеру, она впервые зашла на мужскую сторону в Мечеть, показалась на людях без хиджаба, что для мусульман является крайне неприличным, а более того, подумала о ком-то, кроме мужа, как о мужчине. Итак, Зулейха попадает в ссыльное поселение в Сибири около реки Ангары. Голод, тяжкий труд, суровый климат, страх - конечно, это невозможно назвать прекрасной жизнью, однако именно здесь героиня понимает, что до этого и не жила вовсе.

Постоянные пресмыкания перед матерью мужа, рабское угнетение, сменяющееся на безысходное смирение - это была не жизнь, а здесь, в дикой тайге, пропитанной чувственностью и выживанием - вот она настоящая свободная жизнь. Так Зулейха открывает глаза. Главное, что заставляет и мотивирует Зулейху «открыть глаза», проснуться и возродиться, — это материнское чувство и материнская

самоотверженность. В голод она кормит новорожденного сына не только молоком, но и своим телом (кровью из разрезанных пальцев), работает сутками и преодолевает любые испытания ради своего Юсуфа и немедленно прекращает отношения с возлюбленным, когда видит в них источник опасности для сына. Материнство связано с ответственностью, верой и традицией, которая впечатана в ее тело.

8

Материнство в художественной литературе сродни материнству в реальной жизни. Сложно однозначно судить о той или иной героине, ведь у каждой из них есть свой прототип в жизни, а значит, каждую женщину можно понять. И каждый понимает по-своему. Кому-то близка судьба Сонечки, кому-то близка судьба Тани. Понимание рассказа зависит от характера читателя, от его собственных убеждений. Но в любом случае материнство в художественной литературе - это отражение судеб реальных женщин, реальных людей.

9

В великом и неоплатном долгу все мы перед своими матерями, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью.

С праздником , дорогие мамы!!!