3

Дорогие друзья! Вряд ли есть среди нас человек, который никогда не пил чай. Чай пьют во всех частях света. Чай возделывают на пяти континентах. Чай помогает общению, укрепляет здоровье.

2

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЧАЯ (International Tea Day) – это необычный праздник, который отмечают 15 декабря страны, выращивающие чай и занимающиеся его экспортом, а также все любители и почитатели этого напитка. Хотя человечество наслаждается этим напитком уже много веков, Международный день чая был учрежден совсем недавно. Это было решено на заседаниях всемирного общественного форума, сначала в Мумбае в 2004 году, а затем в бразильском Порт-Аллегро в 2005 году. «Мировую Декларацию Прав работников чайной индустрии» приняли тоже 15 декабря. Первый день чая был проведен 15 декабря 2005 года.

 4

НЕМНОГО ИСТОРИИ

1. Родина чая - Китай. Там его стали использовать под названием "ча" около пяти тысяч лет назад как лечебное средство, отгоняющее сон. Существует предание, когда одиамезы кипятили воду китайскому императору, в сосуд упало несколько листов с чайного куста, и вода потемнела, от неё исходил тонкий аромат. Это было первое в мире чаепитие.

Чайная церемония - обряд, зародившейся в Китае еще до нашей эры, в настоящее время в чистом виде сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития и живут знатоки древних обычаев. Неотъемлемой частью чайного домика является маленький и тихий чайный сад (тянива). Его отличают густая растительность, тропинки из плоских камней для уединенных прогулок, каменный фонарь и каменные сосуды для воды. Входя в домик, человек оставляет свои заботы дня за его стенами и остается только с мыслями и раздумьями о добром. За чаепитием ведутся спокойные беседы на философские темы, в результате чего снимаются стрессы, люди успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными, освободившимися от повседневных дум. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.

2. Из Китая чай начал своё триумфальное шествие по миру. В 8 веке он попадает в Японию. Затем чай проник в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, Юго-Восточную Сибирь и Среднюю Азию.

Хотя чай и стал любимым напитком в большинстве стран мира, но выращивать его там долгое время не умели и привозили из Китая. Путь чая в европейские страны был трудным и долгим.

Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное блюдо, сварив весь фунт в миске, слила ненужную по её мнению, коричневую горькую воду. Разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.

Чай пришелся англичанам по вкусу и стал вытеснять спиртные напитки. В одной из книг о чае, изданной в Лондоне, утверждается, что этот хорошо утоляющий жажду напиток очень подошёл для жителей европейских стран с прохладным климатом. Он спас их от злоупотребления пивом и вином.

В настоящее время в Англии пьют чая больше, чем в любой другой стране мира.

 1

3. Как же появился чай в России? Чай, который мы привычно завариваем по нескольку раз в день, впервые в Россию был завезён в 17 веке.

В 1638 году русский посол боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Фёдоровича. Хан хорошо принял посла и в свою очередь передал через него для русского царя разные драгоценные дары. Среди знаменитых монгольских атласов и Соболевых мехов лежали свёртки с непонятной травой.

О том, как царь оценил ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчёвым рукавом густую бороду и молвил: "Ещё!"

Однако, скорее всего напиток царю не понравился. Иначе, чем можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий. Вначале иноземную траву использовали в качестве лекарственного средства, так как было замечено, что приготовленный напиток " отвращает от сна" во время долгих церковных служб и сидения в Думе. Считалось также, что чай очищает кровь.

В следующий раз новая партия чая была завезена из Китая. Вначале чай не имел большого успеха у населения и был очень дорог. Покупала его главным образом московская знать. Одной из причин медленного распространения чая среди народа была довольно плохая информированность о способах приготовления чайного напитка. Пили его по большим праздникам и преимущественно в трактирах.

Поистине народным напитком чай стал лишь в 19 веке. Именно в этот период в России было открыто множество общедоступных чайных заведений.

 5

Традиционное русское чаепитие — это удивительный ритуал, не лишенный глубочайшей философии, пропитанный аурой таинственности и значимости происходящего. Ни одна чайная церемония не обходится только лишь вкушением напитка, она помогает обрести душевное равновесие, гармонию, достичь взаимопонимания между присутствующими. Чай давным-давно вошел в жизнь русского человека, став неким утешением в дни печали или, напротив, поводом разделить радость с близкими. Философскую составляющую чайных посиделок не могли не заметить русские деятели искусства, а наиболее ярко и реалистично любовь России к чаю отражена в работах знаменитых художников. Чай вдохновил многих творческих людей на создание бесценных произведений искусства, посвященных этому напитку.

Чай в живописи — это важный элемент искусства, который позволил художникам представить российскую культуру во всем ее великолепии и продемонстрировать миру самые яркие особенности русской души. Наряду с медведем, шапкой-ушанкой и балалайкой, чай стал атрибутом жизни русского человека, что отразилось на творчестве величайших художников России.

Виртуальная галерея «Чайные посиделки в живописи Б.М. Кустодиева

«Чай умеют пить только в России»
И.А. Гончаров

 6

 

 Чайная философия в творчестве Б.М. Кустодиева

Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 — 1927 гг). Чаепитие за самоваром — частый сюжет его картин, посвященных народной, провинциальной и купеческой жизни России конца XIX — начала XX века. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). Роскошная сервировка стола, богатый самовар, чайник и чашка, расписанные золотом, - все эти элементы говорят, что перед нами успешная женщина. Яркие краски, безоблачное голубое небо, уют и гармония в сознании художника ассоциируются с традиционным чаепитием.

Кстати, Кустодиев посвятил немало своих шедевров именно купеческому быту. Один из примеров — картина «Купец-сундучник» (1923 год), на которой купец в богатом одеянии торгует чаем и чайной утварью. И снова чай здесь — олицетворение благополучия, успокоения души.

Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. Во время такого чаепития, как правило, решались важные деловые вопросы, обсуждались новости. Главной темой другой картины Кустодиева — «Извозчик в трактире» (1920 год) — служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Сам извозчик предстает перед зрителем как уставший от повседневных хлопот человек, отдыхающий за чашкой чая и задумчиво всматривающийся в мир за окном.

7

8 

  Одной из самых глубоких с точки зрения чайной философии картин Б.М. Кустодиева можно считать работу «На террасе» (1926 год), в которой отражена традиционная черта русского чаепития, заключающаяся в объединении семьи. На террасе вокруг самовара собрались все члены дружной семьи, которые прониклись единой атмосферой покоя и любви.

 9

 Б. Кустодиев.Осень в провинции. Чаепитие. 1926

10

Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками, всегда сложен психологически. Это усугубляется еще тем, что за столом находятся, как правило, несколько возрастных групп - от детей до прадедушек и прабабушек. Детей сдерживает традиция почтения к взрослым, их родителей - почитание своих родителей. Неосторожное замечание, столкновение двух мнений подчас разрушает доверительность беседы, и говорящий замолкает и уходит "в себя". Для создания духа демократичности был необходим некий "молчаливый собеседник", глядя на которого, и, обращаясь к которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару.

Б. Кустодиев.Чаепитие. 1913

11 

Сегодня может показаться, что исконно русские традиции чаепития с его незаменимыми атрибутами канули в Лету, уступив место современным веяниям и тенденциям. Однако философский взгляд Кустодиева по-прежнему актуален для нашей культуры, в которой еще сильны красивые традиции. Сам художник сказал: «Говорят, что русский быт умер. Это чепуха! Быта не убить, ведь быт — это человек!»

Стоит отметить, что традиционной русской чайной церемонии посвящено множество картин, а описанные выше полотна — только некоторые из них. Чай в живописи — это не просто декорация, а важный элемент, который несет в себе серьезную смысловую нагрузку. Этот напиток сопровождает человека в течение всей жизни, выступая в качестве своеобразного символа его духовного мира. Ведь в моменты истинного наслаждения, которое способен подарить легендарный напиток, человек открывает свою душу, сближаясь с окружающим миром.