1

Зачастую женщины в Красной армии служили в должности медсестер или же военных связистов, реже они ходили в атаки, хотя и такие тоже были.

Но была и еще одна, отдельная категория военнослужащих-женщин, которых немцы боялись больше всего. Нет, это не снайперы, хотя и их тоже сюда можно отнести, это были женщины-летчики. Как только немцы их не называли: "ночные ведьмы", "валькирии" и еще множество аналогичных созвучных названий. Неприятель всегда знал, что если на их участке фронта им противостоят именно женщины, то будет очень непросто, они не сдадутся до последнего.

Тем не менее, даже несмотря на высокую эффективность именно слабого пола в войсках, попасть им в эти самые войска было очень непросто. Не было никаких поблажек, к ним предъявлялись те же самые требования, что и к мужчинам, и далеко не каждая их могла выдержать. Когда Наталья Федоровна Меклин-Кравцова пришла в военкомат записываться в добровольцы на фронт, ей примерно так и заявили. Но ее это никоим образом не остановило.
«Голос у меня задрожал. Я спрыгнула на землю и отошла в сторонку, в темноту. Немного всплакнуть от радости...» - так вспоминала один из боевых вылетов летчица Наталья Меклин – тогда от зениток едва не погибла ее подруга. Рассказываем, как девушка преодолевала тяжести фронтовой жизни и сбросила на врагов 147 тонн бомб.
Ушла добровольцем на фронт


2


Когда началась Великая Отечественная, Наталье Меклин было 19 лет, она училась в Московском авиационном институте. Летом 1941 года студенты копали противотанковые рвы под Брянском и Орлом. Работать приходилось на износ – с утра и до позднего вечера.
В октябре 1941 года летчица Мария Раскова объявила набор девушек в воинскую часть. Наталья Меклин имела довоенный опыт полетов на планере и большое желание бить врага. Она записалась добровольцем и попала в женский полк ночных бомбардировщиков.
Тяжелые бои 1942 года

3


После обучения, в мае 1942-го девушек направили на передовую. Наталья Федоровна начала свой боевой путь штурманом. В первые дни девушек отправляли на слабо укрепленные цели, чтобы постепенно вводить в боевую работу. Появление женской части на фронте поначалу встретили с некоторым недоверием, в полк постоянно приезжали различные комиссии для проверки подготовки. Но летчицы вскоре доказали, что они готовы к серьезным боям. Вот что вспоминала Наталья Меклин:«Освоившись, мы уже по-настоящему, под обстрелом и в прожекторах, бомбили немцев на реке Миус. А в это время, в разгар лета 1942 года, немцы прорвали оборону советских войск и начали большое наступление, устремившись двумя лавинами: к Сталинграду и на Кавказ, к южным нефтяным районам.Наши По-2 бомбили переправы на Дону, наступающие немецкие части на дорогах. Ночью — боевая работа, днем — перелет на новую площадку. Все дальше на юг...»

Летом 1942 года на юге немцы проводили стратегическое наступление к кавказской нефти. Советские войска не могли сдержать натиск врага и отступали. К июлю положение становилось катастрофическим – было потеряно несколько крупных городов, фронт стремительно откатывался к Кавказу. Психологическое состояние тех дней Наталья Меклин описывала так:

«Внезапно — сбор. Быстро строимся. Начальник штаба полка Ирина Ракобольская читает приказ Народного комиссара Обороны Сталина. Войска Южного фронта оставили Дон... Позорно, панически бегут... Тяжелая обстановка на юге страны... Ни шагу назад!..
Мы слушаем ужасные вещи. Страшные слова. Мы понимаем: в этих южных степях негде укрепиться, не за что зацепиться…

Ракобольская кончила читать. В полном молчании мы стоим усталые, голодные и плачем. Ведь мы — тоже «войска Южного фронта».

Трудная боевая работа

Но это не сломило боевой дух девушек, они продолжали совершать боевые вылеты и наносить урон врагу. Так, в советских документах указано, что в августе экипаж Натальи Меклин при бомбардировке переправы в районе Мелеховской удачно сбросил бомбы на скопления автомашин противника – наблюдались 2 мощных взрыва.
В ходе боев на Кавказе Меклин была в экипаже вместе с летчицей Ириной Себровой, они быстро сработались и с полуслова понимали друг друга. Вот как штурман описывала один из боев:

«Ира выдерживает прямую, которая называется «боевой курс». Я чуть-чуть подправляю его... Цель отличная, самолет летит как по ниточке…

4

Ирина Федоровна Себрова

Снизу застрочил зенитный пулемет… Огненные трассы приближаются к нам слева, вот-вот полоснут по самолету. Но сворачивать нельзя.

5

Наталья Федоровна Меклин

Пулемет крупнокалиберный, спаренный — пули летят широким пучком. Ира нервничает, вертится в кабине, но курс держит. Поглядывая на трассы, я прицеливаюсь, бросаю бомбы. Сразу же она пикирует, успевая нырнуть под длинную трассу пуль. На земле — сильные взрывы, вспыхивает пламя: пожар. Мы летим домой, а я все оглядываюсь: горит! Черный дым стелется над землей. Склад горит всю ночь».

5



Наталья Федоровна Меклин (справа) и её штурман Руфина Сергеевна Гашева

В мае 1943 года Наталья Меклин начала переобучение на летчика. К февралю 1945 она уже имела 1 200 часов ночного налета. К концу войны девушка совершила 980 боевых вылетов, сбросила на врага 147 тонн бомб и ни разу не была сбита! За свои заслуги Наталья Федоровна Меклин награждена множеством орденов и медалей, удостоена звания Героя Советского Союза.

7

Наталья Федоровна Кравцова (фамилия мужа) с сыном

Закончила войну Наталья Федоровна в звании лейтенанта и с золотой звездой Героя Советского Союза на груди. После капитуляции Германии она решила остаться в армии, чему было несказанно радо ее командование. В запас она ушла только в 1957 году, в звании майора. Одним из любимых занятий Натальи Федоровны, как во время войны, так и после нее, было чтение. По этой причине она со временем стала писать свои мемуары. Я читал мемуары Натальи Федоровны, именно поэтому и решил о ней написать. Вам тоже очень советую поискать их в сети. В них Наталья Федоровна показывает не только то, насколько женщина может сильно любить, но и не менее отважно бомбить врага, пришедшего на родную землю.